Хроника: теоретик
135 лет назад, 14 октября 1876 года, родился выдающийся российский автомобильный теоретик Николай Романович Брилинг.
Будущий член-корреспондент Академии наук СССР, основатель практической школы двигателестроения, основатель и первый директор (в 1921 – 1925 годах) института НАМИ, выходец и обрусевших немцев Николай Брилинг учился в Императорском Московском Техническом Училище (нынешнем МВТУ им. Баумана), где слушал лекции профессора В.И. Гриневецкого (в 1906 году профессор впервые в законченном виде дал тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания).
За участие в студенческих выступлениях студент Брилинг дважды подвергался аресту с последующей высылкой – первый раз на втором курсе, в 1899 году, и еще раз – в 1902-м, причем на сей раз с отчислением из училища. Брилинг уезжает учиться в Германию. Спустя два года он возвращается, чтобы писать диплом в России. И тут его опять арестовывают – за распространение нелегальной литературы. Брилинг вновь направляется в Германию, где в 1906 году защищает дипломную работу по теме «Газовый двигатель, работающий по циклу Отто».
В 1908 году Брилинг, незадолго до этого защитивший диссертацию, сам начал преподавать в МВТУ. В 1910-м пишет первый в России курс по теории двигателей внутреннего сгорания. По инициативе Брилинга с 1915 года в училище начинают готовить инженеров по транспортным двигателям. К началу Первой мировой войны у Брилинга – целая лаборатория по транспортным двигателям. Когда же началась война с германцами, Брилинг образует автомобильный отдел Всероссийского Земского Союза – добровольческой организации, помогавшей фронту.
В советское время Брилинг решает задачу создания быстроходного дизеля, который можно применять не только на автомобилях, но и на танках, и, возможно, на самолетах. Между прочим, в 1923 году на должность инженера-чертежника в НАМИ приходит будущий академик-двигателист А.А.Микулин, на моторах которого наша авиация пройдет Вторую мировую войну. Микулина привлек в институт именно Брилинг – они познакомились еще в 1913 году на сельскохозяйственной ярмарке в Киеве.
В 1931 году по постановлению особого совещания при коллегии ОГПУ от 30 апреля 1931 года на основании статьи 58-10 УК РСФСР Брилинга приговаривают к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Брилинг – настоящий «рецидивист», это его уже пятый по счету арест и второй при новой власти. Отбывать наказание Брилингу назначено в необычном месте – в двух шагах от Кремля, на Никольской улице, где ОГПУ организовало «шарагу» – конструкторское бюро из заключенных. Впрочем, в декабре Брилинга досрочно освобождают.
В СССР создаются многочисленные проекты дизелей со странными названиями: ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский), Коджу (Коба Джугашвили). Брилинг, имевший опыт командорской работы на всесоюзных испытательных автомобильных пробегах, теперь возглавляет дизель-пробег грузовиков в рамках международного дизельного конкурса 1934 года. В пробег заявлено 75 машин, в большинстве своем на отечественных шасси, оборудованных импортными дизелями. Перипетии этого пробега найдут эпическое воплощение в культовом фильме «Директор» с Николаем Губенко в главной роли. Пробег позволит составить полное представление о состоянии дизельного дела в мире. Брилинг – председатель технической комиссии пробега. Венцом этой обширной исследовательской и конструкторской работы следует считать знаменитый танковый дизель В-2.
В 1942 году Брилинг первым предложил применить принцип короткоходности для увеличения оборотов дизелей. За свои заслуги Брилинг неоднократно награждался правительственными наградами, а в 1954 году был избран членом-корреспондентом АН СССР.